Photon | Дата: Четверг, 22.10.2009, 18:55 | Сообщение # 1 |
Юзер
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Суть дела в том, что слово "господь/господин" может подразумевать целый спектр степеней достоинства — от почтительной формы обращения к учителю или судье до титула самого Бога. Ранние христиане называли Иисуса "Господом" — но какой участок этого спектра значений имелся в виду? По Матфею и Луке, к Иисусу во время Его служения постоянно обращались как к "Господу" — в Евангелии от Матфея главным образом в контексте повествования о чудесах (8:2, 6, 8, 25; 9:28, 14:28, 30 и др.), в Евангелии от Луки преимущественно в контексте учительства (9:59, 61; 10:40, 11:1, 12:41 и др.). Не приходится сомневаться, что за греческим обращением "кирие" (звательный падеж) стоит арамейское "мари", по крайней мере в некоторых из этих случаев. Титул "мар" прилагали к авве Хилкии, святому I века до Р. Х., — скорее всего, за его харизматические способности. Кроме того, во времена Иисуса слово "господин" чаще всего было синонимом слова "учитель", а за Иисусом определенно признавали авторитет учителя (равви) (Мк 9:5, 17, 38; 10:17, 35, 51 и др.). Эта эквивалентность слов "учитель" и "господин", вероятно, отразилась и в Ин 13:13-14; очень может быть, что ею же обусловлено употребление слова "кириос" в Мк 11:3 (ср. Мк 14:14). Стало быть, можно сказать, что исповедание Иисуса Господом имело корни в земном служении Иисуса постольку, поскольку был широко признан Его авторитет харизматического учителя и целителя (ср. Мк 1:22, 27: 6:2, 11:28). Но имело ли слово "господь/господин" более высокое значение уже для самого Иисуса во время Его служения? Ответ зависит от того, как расценивать Мк 12:35-37. Даже если этот текст содержит аутентичные слова исторического Иисуса (что вполне возможно), это может означать только то, что, по Его мнению, Мессия достоинством превосходит Давида и пользуется особым благоволением Яхве. Это не обязательно значит, что Он считал Мессию божественной личностью (псалом 109 в конце концов первоначально относился, вероятно, к царю; см. также ниже, § 12.4, прим. 43). Павел называет Иисуса "кириос", но, похоже, воздерживается называть Иисуса "Богом" (Рим 9:5 — единственный возможный случай в основном корпусе Павловых писаний, но даже здесь текст неясен). Павел также не употребляет молитвенных обращений к Иисусу. Характерны для него молитвы к Богу через Христа (Рим 1:8, 7:25; 2 Кор 1:20, Кол 3:17). "Иисус — Господь" — это для Павла только часть более полного исповедания. Ибо, утверждая, что "Иисус — Господь", он в то же время утверждает, что "Бог — один" (1 Кор 8:5-6; Еф 4:5-6). Здесь христианство представляет себя как развитую форму иудаизма, а свое монотеистическое исповедание веры — как одну из важнейших составляющих своего иудейского наследия: ведь в иудаизме самое основное исповедание веры заключается в утверждении "Бог един", "Есть только один Бог" (см. Втор 6:4). Отсюда и Рим 3:30; Гал 3:20; 1 Тим 2:5 (ср. Иак 2:19). В проповеди в палестинской и иудейской среде такое утверждение могло казаться излишним — ведь иудеи и христиане разделяли общую веру в единственность Бога. Но в проповеди среди язычников, перед лицом более широких верований во "многих богов", это иудейское представление, включенное в христианство, должно было выступить на поверхность.Добавлено (22.10.2009, 18:55) --------------------------------------------- Важно отметить, что Павел мог именовать Иисуса Господом не для того, чтобы отождествить Его с Богом, но скорее уж, чтобы отличить (Отъсоеденить) Его от единого Бога (см., в частности, 1 Кор 15:24-28, см. также ниже, § 56.2). Здесь видны истоки двухчастного исповедания: Бог един, Иисус — Господь. Пока древняя церковь мирилась с неопределенностью титула "кириос" — проблем не возникало. Но с самого начала между двумя частями этого исповедания существовало внутреннее напряжение, которое все более давало о себе знать: как утверждать единственность Бога, не принижая Господство Иисуса; как утверждать Господство Иисуса, не посягая на единственность Бога. Четвертый евангелист пытается как-либо преодолеть это затруднение в своей христологии Отца-Сына. Его Евангелие достигает кульминационного пункта в восклицании Фомы, обращенном к воскресшему Иисусу: "Господь мой и Бог мой" (Ин 20:28). Здесь слово "кириос" в своем значении явно поднимается до самого верхнего края "спектра достоинства", хотя слова Фомы, пожалуй, следует воспринимать больше как гиперболизированное выражение поклонения, чем тщательно сформулированное исповедание веры (см. также Ин 1:1, 18; 1 Ин 5:20, ср. Тит 2:13). Как известно, в последующие столетия напряжение между Господством Иисуса и единственностью Бога стало центральной проблемой богословия. И до сего дня оно остается главным камнем преткновения в попытках христианско-иудейского и христианско-мусульманского диалога. Это в значительной степени также и основная проблема современного христианского богословия: как сегодня говорить о Боге и Иисусе? P.S. Так все же, если признавать Иисуса Богом (а Бог - один, т.е. цельная, единая Верховная Божественная Личность), то кому он молился (не Самому же Себе)?
|
|
| |
Гость | Дата: Вторник, 21.08.2012, 13:38 | Сообщение # 2 |
Группа: Гости
| That kind of thinking shows you're an exrpet
|
|
| |